Арестовать взятки российских телекоммуникационных компаний
В распоряжении CNews оказался текст иска, поданного Министерством юстиции США, целью которого является заморозка денежных средств, предположительно принадлежащих структурам семьи президента Узбекистана Ислама Каримова. Минюст считает, что эти средства были взятками от российских телекоммуникационных компаний МТС и «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн», сейчас входит в международную группу Vimpelcom) на общую сумму $533 млн.
Имя главного обвиняемого в тексте иска скрыто, но, судя по материалам расследований властей Швеции и Швейцарии на данную тему, речь идет о дочери президента Гульнаре Каримовой. В частности, в иске указаны два лица, известных своей близостью к Каримовой: ее гражданский муж Рустам Мадумаров и близкая подруга, модельер Гаяне Авакян.
Минюст США привел подробный перечень сделок, совершенных МТС и «Вымпелкомом» с офшорами, зарегистрированными на приближенных Каримовой людей. Речь идет о зарегистрированных на Мадумарова компаниях Expoline (Гонконг) и Swisdorn (Гибралтар) и зарегистрированной на Авакян гибралтарской структуре Takilant.
Странные сделки
На рынок Узбекистана МТС вышла в 2004 г., приобретя лидера местного рынка — сотового оператора «Уздунробита». 74% его акций обошлись в $120 млн. Однако денежные средства между продавцами были распределены неравномерно. Так, за 33% акций «Уздунробита» МТС заплатила вышеупомянутому оффшору Swisdorn $100 млн, а у американской компании International Communnication Group («дочка» пакистанской Arfeen Group) больший пакет акций «Уздунробита» (44%) был куплен лишь за $21 млн.
Таким образом, один процент акций «Уздунробита», приобретенных у структуры, дружественной Гульнаре Каримовой, обошелся МТС в $3 млн. А вот один процент акций той же компании, приобретенный в тот же момент у другого продавца, обошелся лишь в $512 тыс., отмечается в иске.
Имя главного обвиняемого в тексте иска Минюста США скрыто, но, судя по материалам расследований властей Швеции и Швейцарии, речь идет о дочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой
На этом странности не закончились. У Swisdorn был put-опцион, позволявший офшору продать МТС остававшиеся у него 26% акций «Уздунробита» за $37,7 млн. В 2007 г. МТС реализовала этот опцион, но акции были приобретены в шесть раз дороже — за $250 млн.
Решение проблем с регулятором
В 2008 г. МТС приобрела у Teleson (узбекская «дочка» другого вышеупомянутого оффшора — Takilant) за $30 млн дополнительные радиочастоты. Эти частоты были переведены на «Уздунробит», хотя законодательство Узбекистана не допускает перепродажу частот. Более того, сам Teleson получил их лишь за неделю до продажи МТС.
В Минюсте США уверены, что это была форма взятки от МТС Гульнаре Каримовой. Это было необходимо сделать, так как в том же 2008 г. узбекское Агентство по связи и информатизации как раз высказало несколько претензий в отношении качества работы «Уздунробита». Всего Минюст США насчитал сделок между МТС и структурами Каримовой на $380 млн.
«Входной билет» на узбекский рынок
Не менее интересна история взаимоотношений «Вымпелкома» со структурами, близкими к Гульнаре Каримовой. В 2006 г. «Вымпелком» приобрел сразу двух узбекских сотовых операторов — Unitel и Buztel — за $200 млн и $60 млн соответственно. Но если Unitel был вторым по величие сотовым оператором в республике, то Buztel являлся аутсайдером. Однако, как указано в иске Минюста, в документах «Вымпелкома» значилось, что покупка Buztel будет приобретением «входного билета» на узбекский рынок. Отказ же от его покупки приведет к появлению «влиятельного противника» у «Вымпелкома».
Buztel приобретался «Вымпелкомом» у своего крупнейшего акционера — «Альфа-групп», которая сама купила его за год до этого. После же осуществления сделки с «Вымпелкомом» «Альфа-групп» в лице принадлежащего ей офшора Aqute Holdings and Investments перевела $19 млн на счет Takilant (один из офшоров, близких к Каримовой).
По данным Минюста, в «Вымпелкоме» ожидали, что Takilant поможет с осуществлением слияния его узбекских «дочек»: «Вымпелком» хотел присоединить Buztel вместе с имевшимися у него частотами к Unitel, хотя законодательство Узбекистана не позволяет переводить частоты с одного оператора на другого. В итоге все необходимые разрешения от регулятора были получены.
Далее, в 2007 г., Takilant за $20 млн приобрел у «Вымпелкома» миноритарную долю в Unitel одновременно с заключением put-опциона, обязывающим российскую компанию выкупить данный пакет обратно. Этот обратный выкуп состоялся в 2009 г., но «Вымпелком» заплатил за эти акции $57,7 млн — в 2,5 раза больше суммы, за которую они были проданы.
Статьи из Wikipedia за $30 млн
Также в 2007 г. Takilant продал «Вымпелкому» 3G-частоты, принадлежавшие его узбекской «дочке» Teleson, за $25 млн. При этом сами частоты были получены Teleson лишь за месяц до осуществления данной сделки.
Кроме того, «Вымпелком» в 2008 г. заплатил Takilant еще $2 млн за содействие в получении дополнительных частот. А в 2011 г. «Вымпелком» выплатил Takilant уже $30 млн за содействие в получении частот для стандарта LTE. Формально в рамках данного контракта Takilant сделал для «Вымпелкома» аналитический отчет относительно состояния телекоммуникационного рынка Узбекистана и выдал рекомендации по строительству LTE-сети в республике.
Данные отчеты не содержали оригинального контента, установили в Минюсте США. Они состояли из перепечаток статей из Wikipedia, блогов, материалов американского оператора Verizon Wireless и презентаций самого «Вымпелкома».
Отмывание денег МТС и «Вымпелкома»
Полученные от российских телекоммуникационных компаний средства оффшоры, близкие к Гульнаре Каримовой, вкладывали в четыре инвестиционных фонда, находящихся под управлением First Global investments с Каймановых островов. Всего в них было переведено $277 млн. Формально фонды занимались инвестициями в различные виды активов: например, один из них специализировался на долговых активах в развивающихся странах, другой обещал инвесторам фиксированный доход.
На деле оффшоры, дружественные Каримовой, были единственными акционерами всех четырех фондов. Минюст США уверен, что это была схема по отмыванию средств, полученных от незаконных сделок с МТС и «Вымпелкомом». В этой связи Минюст и просит арестовать активы и счета этих фондов в Ирландии, Люксембурге, Бельгии и США.
В Vimpelcom ограничились комментарием, что сотрудничают со следствием. В МТС от комментариев отказались.